Тел./факс: (83170) 2-13-80, 2-28-23

Богородской музыкальной школе 60 лет

У истоков

Музыкальная школа в Богородске была открыта решением исполкома Горсовета от 16.06.1946 года №486 «Об открытии в г.Богородске Детской музыкальной школы». Первого сентября она должна была принять своих первых учеников. Организовать и возглавить школу было поручено местному учителю рисования, поэту, художнику, краеведу и общественному деятелю Валентину Аркадьевичу Рождественскому.

Он дальновидно полагал: искусство, и музыка в частности, - неотъемлемая часть воспитания подрастающего поколения. Насколько всесторонне развиты будут сегодняшние дети, настолько будут мудры завтрашние специалисты.

Школа начиналась буквально с нуля. Не было приспособленного помещения, музыкальных инструментов, нот, книг, пособий. А самое главное - не было в городе подготовленных квалифицированных преподавателей. Много труда вложил Валентин Аркадьевич в комплектование преподавательского состава, создание материальной базы, нормальных условий для учебы детей.



Сначала школу разместили в бывшей средней школе №1, выделили две комнаты и каморку под лестницей.

Первые учителя - люди с домашним музыкальным образованием. По объявлению детей пришло мало, и педагоги сами ходили по школам, домам, квартирам, уговаривали детей и родителей. В первый год учиться играть на фортепиано и баяне приступило 50 детей, а к концу второго учебного года насчитывалось уже 70 учеников.

На третий год школа получила собственное здание, двухэтажное, правда, в аварийном состоянии. На первом этаже был класс баяна и магазин военторга, на втором - три классных комнаты. Тогда в школе уже было два пианино, баян, аккордеон, скрипка, несколько стульев, самодельные скамейки и 120 учеников.

В 1949 году состоялся первый выпуск по классу баяна, аккордеона. В начале 50-х провели ремонт: военторг освободил помещение, были сделаны перегородки, и появилось пять дополнительных классов.
Они были первыми ...

Послевоенные годы были очень тяжелыми. Но ни голод, ни разруха не истребили в людях извечную тягу к прекрасному. Как и предполагалось, музыка помогала и жить, и строить.

А между тем первые шаги музыкальной школы не оставались без внимания общественности. О своем любимом детище подробно писал на страницах районной газеты «Ленинская победа» В.А.Рождественский (он был её активным внештатным корреспондентом, руководителем литературной группы). В заметках рассказывалось не только о первых успехах детей, но и велась большая воспитательная и пропагандистская работа среди родителей.

Высокую оценку своего труда получили преподаватели. Итоги первого учебного года были отмечены приказом по Горьковскому областному отделу по делам искусств от 23.07.47г., в котором директору и педагогическому составу объявлена благодарность за хорошие результаты в выполнении учебных программ и большую учебно-воспитательную работу. Школа была награждена Почётной грамотой областного отдела искусств. А в год своего пятилетия коллектив получил почётное право участвовать в областном смотре музыкальных школ. Можно представить, с какой ответственностью и старанием относились к своему труду учителя и ученики, испытывая всеобщее пристальное и заинтересованное внимание. А иначе и быть не могло.

Первые педагоги сумели с первых шагов создать в школе атмосферу добра, взаимопонимания, особую творческую ауру, заложив тем самым прекрасные традиции, которые на протяжении последующих десятилетий старались сохранить и приумножить их преемники.

О первых учителях с огромным уважением и благодарностью неизменно вспоминают первые выпускники школы: Н.Б.Фадеева (Немцева), О.Л.Сукневич (Константинова), Н.М.Ерохина, Е.М.Комягина. Не случайно все они стали педагогами, а две последних всю жизнь посвятили музыкальному воспитанию дошкольников.

Вспоминает Евгения Михайловна Комягина, отличник народного образования, на протяжении многих лет работавшая музыкальным работником в детских садах №1, №7, №8: «Мы бежали на уроки музыки с радостью, так как знали, что нас ждёт милая, ласковая Ольга Евгеньевна Ветелева. Понимая, какая нагрузка ложится на хрупкий, ещё не сформировавшийся организм, она волновалась за наше здоровье. Ничто не ускользало от её внимания: ни грусть в наших глазах, ни наше волнение, ни плохое самочувствие.

Зимой было очень холодно в классе, замерзали руки, играть было невозможно. Тогда Ольга Евгеньевна, договорившись с родными, директором школы, родителями, стала давать нам уроки у себя дома. Встречая малышей, она помогала им раздеться, положить варежки и валенки на печку. Поправляя детское платьице, спросит: «Как дошла? Выучила урок?» Этот вопрос задавала не случайно. У большинства не было дома инструмента, и подготовить урок иногда не удавалось. После такой встречи все обиды, огорчения, если и были, уходили прочь, сменялись радостным настроением, желанием поскорее соприкоснуться с миром музыки и выполнить все указания любимого учителя. А какие красивые пьесы, сонатины, сонаты подбирала для нас Ольга Евгеньевна! У неё была большая библиотека, и мы любили рассматривать ноты, мечтая о том, что когда-нибудь сможем по ним играть.

В пятом классе приняла нас Маргарита Викторовна Синицына. Переход был безболезненным, потому что она так же, как и Ольга Евгеньевна, излучала тепло и свет.

Маргарита Викторовна покоряла учеников игрой на пианино и аккордеоне. Она стремилась передать нам любовь к музыке и к этим инструментам, часто и много играла для нас в свободное от уроков время. Постоянно поддерживала в нас желание овладеть техникой игры на аккордеоне, и это ей удавалось. Мы стремились подражать ей во всём: и в манере выразительного исполнения пьес, и в умении красиво переписывать ноты.

Много радости доставили нам учителя в Новый год. Вход на ёлку был в масках, карнавальных шапочках, костюмах. Их нужно было «защитить», исполняя танец, музыкальное произведение, песню. Учителя играли на инструментах, пели, танцевали вместе с нами. Было интересно, весело.

С жизнью и творчеством композиторов знакомил нас Сергей Сергеевич Свиридов. Благодаря ему в старших классах мы стали приобщаться к слушанию опер по радио (трансляция была по четвергам). Он проводил с желающими собеседования. А чтобы принять в них участие, надо было прочитать произведение, по которому написана опера, слушать музыку внимательно, собранно. Трудно было, но благодаря умению Сергея Сергеевича заинтересовать нас темой, мы получали от бесед огромное удовлетворение. Он учил нас активизировать мысли и чувства, выражать своё отношение к музыке.

Эту цель преследовал учитель, посещая самостоятельные занятия, связанные с подготовкой к урокам. Он обязательно спрашивал о том, что представляешь, слушая музыку, какие чувства испытываешь при этом. Сергей Сергеевич добивался, чтобы исполнение соответствовало характеру произведения, чтобы «в звуках пела душа», как любил повторять он. Разве можно забыть такие встречи, такого учителя?!

Примером для нас был директор Валентин Аркадьевич Рождественский. Стройный, подвижный, элегантный, с красивым тембром голоса, он поражал эрудицией, умением о простых вещах сказать красиво, к месту применить художественное слово. Вежливый тон, артистическая манера поведения не могли остаться незамеченными.

Валентин Аркадьевич был носителем добра и духовной чистоты. Завороженно слушали мы беседы о художниках, сопровождаемые показом его собственных картин и репродукций известных мастеров.

Шли годы. Нас стали готовить к выступлениям на концертах.

Вначале это были концерты для родителей, которые проходили в классе школы №1, где мы учились. О них писали в местной газете, и желание послушать юных музыкантов было так велико у наших сверстников и общественности города, что вместить всех слушателей класс не мог. Благодаря стараниям и заботам директора школы нам стали предоставлять для концертов здания, где есть сцена и пианино. В клубах «Красный кожевник», завода «Кожзаменитель» отчётные концерты шли при переполненных залах. В дальнейшем ни один концерт в городе, посвящённый торжественной дате, не проходил без выступления юных музыкантов.

В дни школьных каникул выступали перед сеансами детских фильмов в фойе «Зимнего театра», а в спортивном зале кожтехникума давали концерты для студентов. Принимали участие в смотрах музыкальных школ области. На пятом году обучения смотр и отчётный концерт были в консерватории, на седьмом - в музыкальном училище г.Горького. Наш Валентин Аркадьевич вёл программы, объявлял номера.

С первых дней открытия школы класс баяна вёл Василий Иванович Вахров. В той самой каморке под лестницей.

Удивительно насыщенной была жизнь и деятельность этого преподавателя. С 16 лет, работая на шорно-седельной фабрике, активно участвовал в художественной самодеятельности. В 1940 году (ко времени призыва в армию) работал баянистом в фабричном клубе. Армейскую службу начал в составе пограничного отряда НКВД. С 1941 по 1945 годы – на фронте, в действующей армии. В 1946 году демобилизован из армии из-за контузии. В этом же году приступил к педагогической деятельности. Он был самым молодым среди преподавателей.

42 года проработал Василий Иванович преподавателем по классу баяна. В 1953 году сменил на посту директора В.А.Рождественского. Затем заочно учился во Всесоюзном доме народного творчества и одновременно работал заведующим учебной частью (10 лет школу возглавлял Б.М.Сычёв), а потом вновь руководил школой до 1980 года.

За время директорства В.И.Вахрова выросла материальная база школы. Сформировался дружный творческий коллектив преподавателей. В 1968 году он был награждён знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу», а в 1975г. он получил звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

В период с 1.09.1954г. до 2.02.1965г. школой руководил Борис Михайлович Сычёв, выпускник Ивановского музыкального училища. Именно при нём произошла основательная реконструкция здания школы, была пристроена половина старого современного здания с концертным залом на втором этаже.

Б.М.Сычёв - первый из директоров со специальным образованием (дирижёр-хоровик). Одарённый музыкант, обладатель прекрасного баритона, он страстно любил хоровое искусство. Вёл большую общественную работу. Конечно же, она была связана с его пристрастием - интеллигенты города, любители хорового пения, объединились под руководством Бориса Михайловича в довольно профессиональный хор. Именно профессионализм в исполнении выше всего ценил Сычёв. В репертуаре хора были сложные многоголосные произведения. Борис Михайлович был чутким, добрым, отзывчивым человеком. Обаяние его личности порой влияло на судьбы людей. Так сёстры Ирина и Валентина Марковы, с детства проявившие интерес к музыке, к хоровому пению в частности, благодаря урокам Бориса Михайловича поступили в средние учебные заведения и навсегда связали свою жизнь с музыкой.

Валентина Николаевна закончила музыкальное училище, а затем институт им.Гнесиных в Москве и была певицей в хоре Свешникова. Ирина Николаевна Маркова получила квалификацию «преподаватель по классу хоровое дирижирование», работала в Богородской музыкальной школе и с благодарностью вспоминает своего первого наставника - Б.М.Сычёва.

Время становления

Постепенно расширялся контингент учеников и педагогов. На смену учителям с домашним образованием пришли молодые дипломированные специалисты: В.А.Долинин (1952г.), Р.А.Кузовенко (1954г.), Н.Н.Пинаев (1955г.), М.В.Котявина (1958г.), А.Я.Трифонова и В.П.Тукманов (1960г.). К 60-м годам успели получить среднее музыкальное образование и пришли в школу в качестве преподавателей выпускники: Е.Н.Борисов (1961г.), Т.А.Бородина (1962г.), Н.Г.Сентебова (1965г.), М.Н.Беневоленская (1966г.), Л.Г.Букин (1967г.), а также В.Н.Каржова (1963г.), И.Н.Маркова (1966г.). Они органично влились в педагогический коллектив.

Нельзя не сказать о преподавателях-горьковчанах, которые, как правило, надолго не задерживались в школе в силу удалённости места работы от места жительства. Тем не менее, они привносили в работу всех отделений опыт музыкальных школ г.Горького, а такой обмен был, несомненно, плодотворен. Так с 1962 года в течение 11 лет преподавание по классу скрипки велось только приезжими преподавателями, пока не выучились и не вернулись преподавать в родную школу свои выпускники.

С 1965 года в течение 8 лет на базе школы с привлечением педагогического коллектива работали курсы подготовки специалистов для сельских учреждений культуры. Было подготовлено около 200 специалистов. За успешное ведение областных курсов коллектив преподавателей школы дважды награждался Почётными грамотами областного управления культуры.

В 1966 году открылось вечернее отделение. Все, кто по каким-либо причинам не смог получить музыкальное образование вовремя, получили возможность наверстать упущенное в детстве.
Серебряный юбилей

В 1971 году коллектив торжественно отмечал 25-летие школы. За четверть века музыкальная школа выросла так, что оказались реальными все связанные с ней мечты.

320 выпускников получили музыкальное образование. Причём 66 из них избрали себе профессию, связанную с музыкой. В педагогическом составе - 21 преподаватель. Почти половина его - свои выпускники. Закончили музыкальное училище и влились в педагогический коллектив пианисты Э.М.Стешова, М.И.Биткина, М.Е.Шибанова (Прусова), Н.К.Маркова (Букина). Народное отделение пополнили Д.И.Арбузов, приехавшая супружеская чета Булычевых. На отделении теории музыки появилась Е.В.Вахрова.

320 учеников обучалось по специальностям: фортепиано, аккордеон, баян, скрипка. Условия и материальная база в школе в то время были одними из лучших в области. Для занятий было всё по тем временам необходимое: 5 роялей, 9 пианино, 12 баянов, 10 скрипок, 2 магнитофона, 2 проигрывателя, кинопроектор, валторна, труба, большая библиотека, богатая фонотека из грампластинок и прочее.

Музыкальная школа по-прежнему являлась важным центром культурной жизни города и района, выполняла большую общественную работу. Преподаватели Н.М.Воробьёва, Р.А.Кузовенко, А.Я.Трифонова вели по местному радио музыкальный факультет университета культуры. Каждую неделю они проводили концерты и лекции по различным музыкальным темам. Каждый год школой организовывались семинары для музыкальных работников детских учреждений и для учителей пения общеобразовательных школ. Преподаватель хора И.Н.Маркова много лет руководила городским хором ветеранов труда, Е.Н.Борисов вёл хор клуба завода «Искож», организовывал самодеятельность на селе.

Начало 70-х – повальное увлечение ВИА. Богородчанам повезло: в городе был свой вокально-инструментальный ансамбль с романтичным названием «Атлантик». Профессиональный уровень коллектива был так высок, что он стал лауреатом зонального и областного конкурсов ВИА, которые имели огромную популярность и даже транслировались по телевидению.
Время больших перемен

В год своего 60-летия музыкальная школа отмечает и 25-летие создания сети филиалов на селе и в городе. В настоящее время их девять: в Алешкове, Арапове, Берёзовке, Буревестнике, Доскине, Дуденеве, Комарове, Новинках, Оранках. Плюс два филиала в городе: при средней школе №1 и хоровое отделение при средней школе №7.

Во все времена на селе были одарённые дети, которые хотели обучаться музыке. И учились. Но как было сложно деревенским детям совмещать учёбу в двух школах, решая одновременно и транспортную проблему! Как правило, до окончания школы дело так и не доходило. Борис Ефимович Булычев, заняв пост директора школы в 1980 году, стал решать эту проблему как первоочередную. В 1981г. музыкальная школа вышла за пределы города. В необходимости открытия музыкальных классов на селе долго убеждать никого не приходилось. И отдел культуры, и отдел народного образования (почти все отделения на базе общеобразовательных школ), родители и сами дети с большим энтузиазмом поддержали эти начинания.

Отделения музыкальной школы на селе открывались с разной степенью сложностей. В Доскине (1981г.) и Дуденеве (1982г.) за годы своего существования не раз меняли своё место пребывания. В Алешкове (1988г.), Буревестнике (1989г.), Новинках (1989г.) поддержка местного руководства была особенно ощутима: созданы хорошие условия для занятий. Преподавателям в Алешкове и Новинках были предоставлены квартиры. Поэтому до сих пор для этих отделений характерны стабильность, хорошее качество учебного процесса, постоянная концертная деятельность учащихся и педагогов.

Девять лет (1986-95гг.) в Солонском работала И.И.Фришман. Особое внимание в её работе с детьми уделялось развитию вокально-хоровых навыков.

Результатом работы преподавателей А.Л.Догадкина, И.А.Догадкина, А.В.Кузнецова в селе Каменки (1989-99гг.) стало создание большого детского духового оркестра. В 1991 году этому коллективу было присвоено звание народного. Володя Попов и Дима Тюрин стали лауреатами областного конкурса исполнителей на духовых инструментах. Шесть выпускников из Каменок продолжили своё обучение в Нижегородском музыкальном училище.

В посёлке Буревестник работает «первооткрыватель» отделения Н.Д.Ершова, её бывший ученик А.Ю.Станчёнков и Н.В.Харчевникова. Преподаватели-музыканты не замыкаются на только учебных задачах. Их стараниями налажена тесная связь с общеобразовательной школой, детским садом, клубом, библиотекой. Результатом плодотворного сотрудничества становятся многочисленные и уже традиционные музыкально-литературные вечера, концерты, утренники для детей и их родителей.

Зрителям районных смотров хорошо был знаком детский ансамбль гармонистов из Лакши «Золотые планочки». Десять лет (1994–2004гг.) лакшинских ребятишек обучал Е.Н.Борисов.

С 1995 года в одном из самых отдалённых уголков района в селе Оранки ведётся преподавание по классу фортепиано. Первооткрыватель Н.П.Голубёнкова, а с 2000г. работает и продолжает лучшие традиции Н.Н.Резанова.

С 1997 по 2004гг. в Новинках кроме фортепианного и народного работало и фольклорное отделение. Преподаватель – сама выпускница этого филиала Е.В.Смирнова. Детский фольклорный коллектив много и успешно выступал. В 2001 году стал Дипломантом второй степени зонального смотра фольклорных коллективов. А в 2002г. – Лауреатом первой степени областного фольклорного конкурса в Нижнем Новгороде.

Берёзовское (2000г.) и Араповское (2001г.) – пока последние в числе сельских подразделений музыкальной школы, там традиционно ведётся обучение на фортепиано, баяне и аккордеоне.

Сельские отделения музыкальной школы, функционируя в разных, довольно удалённых друг от друга точках, не замыкаются в своей работе. Администрация школы в лице Н.К.Букиной, которая с 1993 года заведует классами на селе, делает всё возможное, чтобы разнообразить учебно-воспитательную работу.

С 1998 года в последнее воскресенье апреля традиционно проходит фестиваль детского исполнительского творчества сельских классов. Очень важно, чтобы в любом, даже самом дальнем сельском филиале и ученики, и преподаватели не чувствовали себя одинокими. Подобные встречи помогают им ощутить себя частью большой дружной семьи.

В 2001 году сельские ученики показали своё умение играть в ансамбле. Этот вид музыкальной деятельности требует от учеников не только хорошего слуха и чувства ритма, но и взаимопомощи, а от преподавателя, кроме необходимого профессионализма, - хороших организаторских качеств. В программе концерта звучали вокальные номера, подготовленные преподавателем Л.Р.Ильясовой (Доскино), фортепианные ансамбли, подготовленные детьми под руководством О.Б.Смирновой (Новинки). Самое большое число ансамблистов представил п.Буревестник.

В 2003 году 23 ученика сельских филиалов по классу фортепиано приняли участие в конкурсе на лучшее исполнение. Администрация музыкальной школы наградила преподавателей О.Б.Смирнову, Н.В.Харчевникову, С.И.Палаш за творческий подход в воспитании учеников.

Одновременно с созданием сети классов на селе создавалось отделение музыкальной школы в общеобразовательной школе №1. Предпосылок для этого было несколько. Одна из них - организовать учебный процесс максимально близко к месту жительства детей и преподавателей, удовлетворяя духовные запросы и потребности населения второго и третьего микрорайонов. Стабильно, творчески, плодотворно трудятся в школе №1 преподаватели фортепианного отделения: И.М.Абрамова, Н.В.Борисова, Л.А.Москвичёва. В классе аккордеона и баяна преподаёт преподаватель высшей категории М.А.Андрианова. Посещают дети и класс духовых инструментов Т.Г. Воскресенской. И все дети поют в хоре, которым руководит хормейстер Е.Н.Котельникова. Она же ведёт уроки сольфеджио. Ни один концерт в школе №1 не проходит без выступлений юных музыкантов. Они же, выступая перед одноклассниками и учителями, глубже осознают общественную значимость своего труда. И это тоже один из стимулов, помогающих учёбе.

Не менее важной для музыкальной школы была и другая предпосылка открытия городского филиала – крайне остро стояла задача разгрузить здание музыкальной школы. Постоянно растущему коллективу учеников и преподавателей становилось тесно в уютном, но маленьком здании. Вопрос о расширении площади был очевиден. Наряду с ним перед директором Б.Е.Булычевым стояла и другая задача - повысить роль музыкальной школы в эстетическом и нравственном воспитании юных богородчан путём преобразования её в школу искусств, объединив под одной крышей музыку, живопись, хореографию.

«Эта идея у меня зародилась ещё в первые годы работы директором, - рассказывал Б.Е.Булычев на страницах «Богородской газеты» в статье «Школе искусств - быть» в марте 1996 года. Для формирования индивидуальности ребёнка нужны особые условия и атмосфера творчества, нужен ежедневный труд на материале произведений искусства. В такой школе должно быть не менее десяти отделений со своими учебными планами от начального профессионального образования до общего эстетического, что влечёт за собой необходимость более тесного учебного контакта с общеобразовательными школами. Убеждён, что основное предназначение нашей школы не только научить, но и развить то, что заложено в ребёнке природой, оказать влияние через произведения искусства на строй его чувств и мыслей. Важно сохранить у взрослеющих детей интерес к искусству, помочь сформировать у каждого отношение к любому делу как к творческому процессу.

Первые надежды на создание школы искусств в Богородске появились, когда удалось убедить тогдашнего главного архитектора И.П.Шутлива в возможности пристроя к зданию музыкальной школы, для чего неоднократно проводились различные обмеры, просчитывались возможности. Нашли поддержку в решении вопроса о строительстве пристроя у Л.Н.Чистова, руководившего тогда горисполкомом. Около года ушло на изготовление проекта (автор, кстати, наша выпускница Т.М.Пуртова) и оформление технического паспорта. Решение о начале строительства и определение подрядчика было принято 6.03.91г. и подписано председателем городского Совета К.В.Пуриховым.

Пристрой строился хозспособом в течении семи лет различными строительными организациями города. Без сомнения, без городского финансирования, без поддержки главы администрации К.В.Пурихова и его заместителей В.М.Зарубина, П.П.Мирошкина, Е.А.Петрова уже существующего пристроя, конечно бы, не было. Это однозначно, потому как, не говоря уже о финансировании, многие вопросы решались на их уровне и при их участии». За годы строительства пристроя школы директору Б.Е.Булычеву пришлось столкнуться с различным отношением богородчан к строительству: «от элементов стяжательства до бескорыстной помощи, от безразличия до понимания важности существования такой школы в Богородске».

Хотя предназначение пристроя несколько изменилось, окончание его строительства в июне 1998 года стало для юных богородчан не меньшим подарком, чем открытие в далёком 1946 году учебного заведения, которое дало основную часть кадров музыкальных работников для Богородска и района, постоянно проводит большую работу по повышению уровня музыкальной культуры населения.

Фортепианное отделение

Фортепианное отделение одно из самых первых и многочисленных. Сейчас на нём обучается 360 детей, работают 25 преподавтелей (вместе с сельскими отделениями).

Первой заведующей фортепианным отделением была М.В.Котявина, затем отделение возглавляли Н.В.Шагина, Э.А.Богданова, Н.М.Воробьёва, М.И.Биткина, А.И.Ганина, Л.М.Ураева, Н.К.Букина, Е.Ф.Семин, с 2004-2005 учебного года - преподаватель высшей квалификации О.В.Желтова. Открытое в 1966 году вечернее отделение, долго возглавляемое М.Н.Беневоленской, постепенно перепрофилировалось в отделение с пятилетним сроком обучения «Домашнее музицирование». Это отделение под руководством Л.В.Маловой взяло курс на общее эстетическое образование детей.

С 1984 года 10 лет фортепианное отделение сотрудничало с фортепианным отделением музыкальной школы №5 г.Нижнего Новгорода. Проводились совместные конкурсы с различной тематикой: исполнение классической программы, конкурс этюдов, пьес, конкурс на лучшее исполнение произведений Моцарта (1991г.). Проходил обмен концертами отделений.

В последнее десятилетие ученики и преподаватели фортепианного отделения частые гости в ДМШ г.Павлово. В 2003 и 2004 гг. проходили конкурсы между отделениями обеих школ.

Накопленный музыкально-педагогический и методический опыт на отделении, наличие высококва-лифицированных преподавателей и одарённых детей, - всё это стало предпосылками проведения в марте 2001 года 1 областного конкурса юных пианистов им.А.Д.Улыбышева. В нём приняли участие 52 ученика из 13 городов Нижегородской области. В числе конкурсантов – 11 богородчан.

Проведение областного именного конкурса в районной школе - явление редкое. Отсюда – повышенное внимание к конкурсу и организаторов конкурса, и отдела культуры, и областного методического кабинета. Конкурсные выступления прослушивало и оценивало авторитетнейшее жюри. И тем почётнее признание успеха учеников нашей школы, ставших лауреатами.

Первых премий в младшей и старшей группах были удостоены ученицы Е.В.Пасхиной Алиса Филиппова и Александра Гусева. Второе место в старшей группе занял Артём Темнов (преподаватель Е.Ф.Семин). Диплом за лучшее исполнение пьесы русского композитора получила Дарья Васильева (преподаватель Е.Ф.Семин).

Первый Улыбышевский конкурс для многих его участников стал счастливым дебютом в выступлениях столь высокого уровня. А за ним последовали не менее почётные и заслуженные победы.

Виктория Сапунцова, ученица Е.Ф.Семина, стала лауреатом третьей степени второго областного конкурса им.Э.Липович (г.Нижний Новгород, 2002г.). Дарья Васильева и Орхан Дадашов, ученики Н.К.Букиной, на зональном конкурсе фортепианных ансамблей заняли второе место (г.Дзержинск, 2002г.).

Орхан Дадашов стал лауреатом областного конкурса им.Э.Липович и получил специальный приз за лучшее исполнение классической музыки;

*принимал участие в программе IХ фестиваля «Новые имена» и удостоен стипендии губернатора;

*на четвёртом межрегиональном конкурсе им.В.Виллуана (Нижний Новгород) занял второе место и получил приз зрительских симпатий;

*на международном конкурсе молодых исполнителей в г.Тольятти занял третье место (2003г.);

*в октябре 2003г. ему присуждена Пушкинская стипендия;

*участвовал в Х фестивале «Новые имена» (2003г.).

Артём Темнов на международном конкурсе им.Д.Шостаковича удостоен второй премии (Москва,2002г.).

Дмитрий Купцов, ученик Е.Ф.Семина, на областном Рождественском конкурсе «Зимняя радуга» занял первое место (Нижний Новгород, 2004г.);

*на третьем областном конкурсе им.Э.Липович занял второе место (Нижний Новгород, 2005г.).

Дарья Воробьёва, ученица О.В.Желтовой, на зональном конкурсе заняла второе место (г.Дзержинск, 2005г.).

Валерия Краева и Саша Александрова, ученики О.В.Желтовой, стали лауреатами на зональном конкурсе фортепианных ансамблей в г.Дзержинске (2006г.).

Второй открытый областной конкурс юных пианистов им.А.Д.Улыбышева в ноябре 2005 года собрал меньшее количество конкурсантов, но в нём участвовали преимущественно ученики музыкальных школ г.Нижнего Новгорода. Среди лауреатов - ученики нашей школы: Дмитрий Купцов – Гран При, Валерия Краева – третье место в младшей группе, Алиса Филиппова – третье место в старшей группе.

С 1996-97 учебного года ученики овладевают искусством ансамблевой игры в классе аккомпанемента. Отделением ансамбля, аккомпанемента и общего фортепиано заведует И.В.Сапунцова. В феврале 2006 года силами отделения был подготовлен и проведён большой концерт «Антология музыки композиторов Франции».

Ученики и преподаватели фортепианногоотделения активно участвуют в концертной жизни школы. Традиционно в классе каждого преподавателя проходят концерты для родителей учеников. Иногда они тематические, посвящаются творчеству отдельных композиторов, например, Шумана, Грига, Прокофьева. Неоднократно проходил Вечер старинной музыки, а также - Вечер вальса, Вечер фортепианного концерта, концерт ансамблевой игры, концерт джазовой музыки и др.. Преподаватели Е.М.Сунцова и О.В.Желтова неоднократно проводили концерт, в программе которого звучали 10 Венгерских танцев И.Брамса, как в музыкальной школе, так и в сельских отделениях ДМШ, в ДМШ г.Павлово. Преподаватели Н.К.Букина и О.А.Сереброва посвятили концерт ансамблевой игры классической популярной музыке.

Каждую весну проходит традиционный отчётный концерт отделения.

Почти все преподаватели – пианисты освоили новый инструмент – синтезатор. В классе специального и общего синтезатора обучается более 60 учеников, и сейчас уже можно говорить о новом отделении. Под руководством С.В.Сычёвой оно нарабатывает опыт, репертуар. В настоящее время инструмент популярен, востребован. Огромные возможности, разнообразие аранжировок вызывает большой интерес к синтезатору как у слушателей, так и у исполнителей. Нередко он выручает на концертных площадках, где нет фортепиано.

Почти все преподаватели отделения – воспитанники школы.

Среди выпускников есть преподаватели разных учебных заведений:
В.Биткин – композитор, преподаватель института искусств г. Кишинёва;
И.Вахрова (Арбузова) - концертмейстер Нижегородского музыкального колледжа им.Балакирева;
А.Анохина – преподаватель Нижегородского музыкального колледжа им.Балакирева;
Н.Овсянников - преподаватель ДМШ №2 г.Дзержинска;
М.Биткина - преподаватель ДМШ г.Мелитополя Запорожской области;
Л.Девнина (Халковская) - преподаватель ЦМШ г.Минска.
Отделение народных инструментов

Существует с первых шагов школы. Первым заведующим отделением был Н.Н.Пинаев, затем Т.А.Шамина (ныне преподаватель высшей квалификационной категории, чей педагогический стаж свыше 42 лет), В.А.Чикулаев, М.А.Андрианова, Е.И.Булычева, в настоящее время - О.В.Ошарина.

Сейчас отделение представлено инструментами: аккордеон, баян, балалайка, домра, гитара.
В1995 году на базе школы проходил первый тур областного конкурса исполнителей на народных инструментах «Мелодии России». Лауреатом второй степени этого конкурса стала Юля Кашина.

Этот конкурс открыл счет будущим победам юных музыкантов на зональных и областных конкурсах. Так лауреатами второй степени стали Наташа и Надя Швечковы (преподаватель О.В.Ошарина), выступавшие в дуэте (1996г, Дзержинск).

Запоминающейся стала поездка на зональный конкурс в Дзержинск в 1998г. Лауреатами его стали: второй степени - Маша Мухина (преподаватель О.В.Ошарина), третьей степени - Эля Родина (преподаватель В.А.Чикулаев) и Маша Мурашкина (преподаватель Т.А.Шамина), дипломантами - Инна Чекомина (преподаватель О.В.Ошарина) и Юля Калачева (преподаватель Т.А.Шамина).

Зональный конкурс 1999 года стал удачным для Гали Шолиной (преподаватель Т.А.Шамина). Она стала лауреатом третьей степени. Лауреатами этого же конкурса в номинации «ансамбль» стали ученицы этого же преподавателя Маша Мурашкина и Соня Урутина. На долю этих девочек пришлось успеха больше остальных: на пяти зональных и четырех областных конкурсах 5 раз они занимали первое место и по 2 раза второе и третье. Сейчас они учатся на четвертом курсе Нижегородского музыкального колледжа. Лауреатом второй степени зонального конкурса 2000 года стала Юля Калачева. Она успешно закончила Дзержинское музыкальное училище и влилась в педагогический коллектив отделения. А Валя Соколова (преподаватель Т.А.Шамина) стала лауреатом первой премии зонального конкурса 2002 года. Еще более высокая ее победа - третье место в третьем Нижегородском открытом конкурсе «Веселый аккордеон».

Сестры Оля и Даша Мизикаевы (преподаватель О.В.Ошарина), выступая в дуэте стали лауреатами второй степени зонального конкурса юных исполнителей на народных инструментах в 2003 году, участвовали в областном конкурса 2004 года и трижды становились лауреатами смотров - конкурсов художественного самодеятельного творчества среди сотрудников ГУВД и членов их семей.

Как преподавателей, так и учеников народного отделения отличает высокая активность в концертной жизни школы. На отделении всегда имеются ансамбли разных составов. В подарок школе к ее 60-летию создан и успешно дебютировал на отчетном концерте детский оркестр народных инструментов (руководитель И.А.Чикулаева). Ежегодные отчетные концерты этого отделения - всегда приятный сюрприз. Тембровое разнообразие инструментов, яркая и содержательная народная музыка, интересные обработки, творческие находки неизменно радуют слушателей. На отделении много молодых преподавателей, которые с большим воодушевлением относятся к концертной деятельности.

Они объединились в ансамбль под руководством В.А.Чикулаева и часто выступают на разных концертных площадках города.

Среди выпускников отделения народных инструментов разных лет: Б.И.Елагин – директор ДШИ г.Ленинграда, Д.И.Арбузов – артист оркестра О.Лундстрема (г.Москва), В.В.Логунов - руководитель ансамбля «Любава» (г.Нижний Новгород), В.Зюзин – преподаватель Владимирского музыкального училища, И.Тренин – преподаватель ДМШ №10 г.Нижнего Новгорода.

Струнно-смычковое отделение

Интерес к скрипке проявился с первых лет работы школы: с 1948 года по 1953 год преподавание велось педагогами И.Г.Залызиным, С.С.Свиридовым, М.Н.Подобедовой, В.П.Семёновой.

Второе рождение отделение пережило в 1962 году с приходом О.Н.Гурской. Хотя приезжие музыканты подолгу в школе не работали (исключение - 7 лет проработала Т.П.Ким и 9 лет – А.В.Алёхина), но с этого периода наступила стабильность в учебном процессе. Вышеназванные преподаватели возглавляли отделение (поочерёдно, в том же порядке). А с 1972 года на струнно-смычковое отделение пришли работать её выпускники, окончившие музыкальное училище: Н.П.Кочетова, В.А.Докучаев, И.И.Александрова (Комода), Н.Х.Братславская.

Выпускники - скрипачи работают в разных городах: А.И.Боровков - солист филармонии г.Одессы, Т.В.Калёшева – артист оркестра театра оперы и балета г.Нижнего Новгорода, Н.П.Кочетова (Борунова) и Е.В.Лапина (Петровская) – преподаватели ДМШ г.Павлово, Л.Дмитриева – преподаватель ДМШ г.Пикалёво (пригород Санкт-Петербурга).

В 1975 году отделение возглавила И.И.Комода. Незаурядная личность, прекрасный организатор, страстный пропагандист скрипичного искусства на богородской земле, чьими усилиями и неустанной заботой поддерживается отделение, - вот только немногие слова, которые можно сказать об И.И.Комода, преподавателе высшей квалификации.

Гордостью отделения и всей школы является талантливая воспитанница И.И.Комода, с 2004 года студентка академического музыкального училища при Московской консерватории Дарья Мустафина. Уже в конце второго класса она дала свой первый сольный концерт. С 2000 года, выступая в конкурсах, дважды стала Лауреатом первой степени зональных конкурсов в г.Дзержинске, Лауреатом первой степени областного конкурса юных скрипачей в Нижнем Новгороде, Лауреатом второй степени первого областного конкурса юных исполнителей на струнно-смычковых инструментах им.Л.Бугрова, стала стипендиатом губернатора, участвуя в Х фестивале «Новые имена» (2003г.). Принимала участие в областном фестивале «Поющий смычок», выступила с симфоническим оркестром Нижегородской филармонии, с сольной программой в Дзержинском музыкальном училище. Её выступления неизменно вызывают искреннее восхищение зрителей, становятся украшением программ концертов разных уровней.

Более 10 лет радует богородчан своим исполнительским искусством трио преподавателей в составе: И.И.Комода, Н.Х.Братславской (скрипки) и М.Е.Прусовой (синтезатор). В их программе и классика, и музыка-ретро, песни военных лет. Часто ансамбль аккомпанирует богородским певцам-солистам, выступая на разных сценах.
Духовое отделение

Возникновение отделения духовых инструментов можно отнести к 1960 году, к моменту начала преподавания по классу саксофона и кларнета Н.Н.Швецова. Но он работал в школе до 1964г.

Второе рождение отделения связано с работой нижегородцев Р.С.Шеймера (работал с 1981 до 1984гг.), С.А.Янковского (1984 – 89 гг., 1994 – 99 гг.) и В.А.Устюгова (1994 – 2002 гг.). Обучение велось и на деревянно-духовых, и медно-духовых инструментах. В 1989 году ученики участвовали в областном конкурсе исполнителей на духовых инструментах. Был создан ансамбль.

В 90-е годы в рамках проекта создания в городе детского духового оркестра С.А.Янковский и В.А.Устюгов занимались с учениками школы №3 . Часть детей продолжила обучение на духовом отделении. И в 1997 году на областном конкурсе ансамблей и оркестров в Нижнем Новгороде выступил небольшой, но уже «сыгранный» коллектив.

Общеизвестно, насколько трудны в освоении духовые инструменты, и, тем не менее, отделение готовило ребят и направляло на областные конкурсы. В 1996 году лауреатом второй степени областного конкурса исполнителей на духовых инструментах стал Илья Воробьёв (преподаватель С.А.Янковский, концертмейстер М.Е.Прусова), в 1998 году Володя Петлин стал дипломантом (преподаватель В.А.Устюгов, концертмейстер И.В.Сапунцова). Ученики музыкальной школы стали костяком, основой детского муниципального духового оркестра (руководитель В.А.Власов). Преподаватели В.А.Устюгов и С.А.Янковский выполнили свою задачу.

12 июня 1998 года оркестр духовых инструментов впервые принял участие в параде духовых оркестров в Нижнем Новгороде. В 2002 году коллективу присвоено звание народного.

Сейчас в школе работают бывшие выпускники: по классу деревянно–духовых инструментов Т.Г.Воскресенская, по классу медно–духовых - И.Е.Семин.

С 2004 – 2005 учебного года духовое отделение объединилось со струнно-смычковым в оркестровое, заведует им И.И.Комода.
Вокально-хоровое отделение

Традиции хорового пения в Богородске очень давние и богатые. В каждой церкви был свой хор. Певчие пели не только на церковных службах, но даже исполняли духовные произведения Бортнянского, Рахманинова.

Регентом церкви Воскресения был С.С.Свиридов, учившийся в своё время в Петербургской певческой капелле. Ему и суждено было стать первым учителем хорового пения и сольфеджио в Богородской музыкальной школе.

Затем эти предметы в 1955 году стала преподавать Р.А.Кузовенко. «Молодая, с красивым голосом, активная, живая, с профессиональным музыкальным образованием, она не жалела сил, чтоб научить своих учеников всему, что знала сама», - вспоминает выпускница 1961 г. Н.Бородина (Харчевникова).

Предмет хоровое пение преподавали Б. И. Мильнер, Б. М. Сычёв, около 20 лет преподавала И. Н. Маркова, четверть века работает И.М.Лычагова. Искусству хорового пения Ирина Михайловна обучает постепенно: сначала малыши осваивают навыки правильного пения, даже специальные песенки-правила поют, чтобы лучше понять и запомнить все премудрости. Затем девочки переходят в хор младших классов, а мальчишки – в хор мальчиков. Здесь особый репертуар, воспитывающий и мужественность, и благородное рыцарство, патриотизм, а иногда это песни обо всём на свете. Очень любят наши мальчики петь в хоре, в такой сугубо «мужской» компании!

Пение в хоре старших классов предполагает наличие у детей определённых умений и навыков, иначе не справиться с исполнением уже серьёзных произведений. В 2004 и 2005 годах хор старших классов принимал участие в областном хоровом фестивале «Улица мира» (концертмейстер Д.Г.Коровин). Выступления хоровых коллективов под руководством И.М.Лычаговой неизменно украшают любой концерт. Безупречный вкус, чувство стилей, разнообразие тематики и аранжировок – вот составляющие заслуженного успеха.

Любят дети ходить на занятия эстрадных вокальных ансамблей (их в школе два – младших и старших классов, руководит ими И.М.Лычагова). Привлекают их и красивые современные произведения, и возможность частых выступлений. Девочки продолжают петь даже после окончания музыкальной школы. Только в 2004-2005 учебном году вокально-хоровое отделение оформилось в самостоятельное с приходом молодых преподавателей А.А.Зайцевой (народное пение) и Н.В.Орманжи (сольное академическое пение). Ещё малы их питомцы, но уже принимают участие в школьных и городских концертах. Ученики Н.В.Орманжи разучили музыкальные сказки «Кот и Лиса», «Козлёнок Рудуду», поставили и показали их в школах, детских садах, детском доме. Трудно сказать, кому большее удовольствие приносят эти выступления: довольны зрители – счастливы исполнители.

В 2005-2006 учебном году открылось хоровое отделение в школе №7. И уже на Празднике первоклассника 30 сентября малыши впервые выступили в родной школе. Там работают заведующая вокально-хоровым отделением И.М.Лычагова и концертмейстеры Д.Г.Коровин, Л.А.Москвичёва. Планируется постоянное пополнение хора. Хотелось бы больше детей привлечь к такой интересной, творческой, доступной многим и очень полезной в воспитательном плане деятельности, как хоровое пение.
Отделение теории музыки

Отделение теории музыки – особое. Развитие музыкального слуха, чувства метроритма, знание музыкальной грамоты, сведения из истории музыки необходимы всем юным музыкантам независимо от того, на каком специальном инструменте они учатся. Все необходимые навыки и умения дети получают на уроках сольфеджио, слушания музыки, музыкальной литературы.

Отделению теории музыки просто повезло: у истоков его стояли мудрые, опытные педагоги – С.С.Свиридов, Р.А.Кузовенко, А.Я.Трифонова (Комарова). Не только через их руки, через их души и сердца прошли все ученики школы. Они вырастили не одно поколение музыкантов, обеспечив музыкальными кадрами учреждения города и района, они воспитали и достойную смену себе.

Более 40 лет проработала в школе Роза Алексеевна Кузовенко. Долгое время возглавляла отделение теории музыки. Музыкальная школа для неё – второй родной дом. С трепетом приходила она сюда в ожидании необыкновенной радости общения с учениками, коллегами, большинство из которых – её бывшие ученики. Развивать в детях вкус к настоящему искусству, учить их слушать и понимать такую музыку, которая рождает в человеке светлые образы, - в этом она нашла своё призвание, посвятив этому всю свою трудовую деятельность. Богородчане знают Р.А.Кузовенко как неутомимого пропагандиста музыкального искусства, высоко профессионального лектора и замечательную исполнительницу русских народных песен, романсов, песен и арий из опер. Педагогический труд и общественная деятельность Розы Алексеевны по достоинству оценена: к 40-летию музыкальной школы она получила нагрудный знак Министерства культуры СССР «За отличную работу», она почётный гражданин города.

Более 40 лет проработала на отделении и Анна Яковлевна Комарова. Неугомонная затейница и выдумщица, она не только на уроках умела заинтересовать учеников, артистично подавая материал, но и умело направляла внеклассную работу всей школы, в течение 25 лет работая завучем. Никогда не было скучно на уроках Анны Яковлевны. А в свободное время – походы в лес, поездки в театры, классные огоньки, общешкольные праздники. И тут она перевоплощалась то в Бабу Ягу, то в Емелю, то в ёлочку, а в последние годы в облике Музыкальной феи посвящает малышей в первоклассники.

Р.А.Кузовенко и А.Я.Комарова передавали своим младшим коллегам, своим бывшим ученикам профессиональные секреты, щедро делились педагогическим опытом.

К музыкально – просветительской деятельности подключились Е.В.Вахрова, И.А.Чистякова, 14 лет возглавлявшая отделение, Н.Д.Баранчук, Л.В.Кулакова. Лекции – беседы, проводимые в общеобразовательных школах, лекторские части тематических и сольных концертов, литературно-музыкальные передачи, транслируемые по местному радио, освещение жизни школы в местной газете и многое другое – результат работы сверх учебного плана, сверх рабочего времени и обязательной методической работы преподавателей-теоретиков.

На памяти интересные музыкальные сказки, поставленные преподавателем О.В.Греховой и концертмейстером С.В.Сычевой – «Теремок», «Муха-цокотуха». Их смогли увидеть и в зале музыкальной школы, и в детских садах.

Показателем уровня подготовки учеников являются их победы на областных олимпиадах. Дважды занимала второе место на олимпиаде по сольфеджио Маша Любимова (преподаватель Л.В.Кулакова, 1988г., 1989г.),
III место – Света Кочерова (преподаватель Р.А.Кузовенко, 1988г.),
III место – Наташа Анохина (преподаватель Е.В.Вахрова, 1990г.),
II место- Сергей Проценко (преподаватель А.Я.Комарова, 1991г.),
I место – Оля Спирина (преподаватель Л.В.Кулакова, 1994г.),
III место- Валерия Милова (преподаватель Л.В.Кулакова, 2002г.).

В 1997 году, в год 200-летия Ф.Шуберта, группа учеников школы приняла участие в областной олимпиаде по музыкальной литературе, посвященной жизни и творчеству этого композитора. В результате II место разделили Таня Балуева (преподаватель Н.Д.Баранчук) и Маша Стешова (преподаватель Л.В.Кулакова).

С 2005-06 учебного года отделением заведует Н.Ю.Прусова. Продолжая лучшие традиции предшественников, она ведет активную концертную деятельность, выступая сама, и делает все возможное, чтобы разнообразить жизнь отделения.

Наши ветераны

На фотографии 1953 года легко узнать среди учеников Евгения Борисова и Маргариту Беневоленскую. С детства музыка вошла в их жизнь. С ней они связали и свою профессию.

В трудовых биографиях наших ветеранов музыкальная школа - основное и единственное место работы. Преданность своей профессии, творческая самоотдача, добросовестное отношение к своей работе,- все это можно сказать о каждом из них.

До сих пор преподаватели школы нередко советуются со своими бывшими учителями, коллегами, ветеранами педа-гогического труда, а те, в свою очередь, не забывают дорогу в музыкальную школу, ставшую главной в их судьбе.
Музыкальна школа сегодня

Сегодня в музыкальной школе обучается 600 учеников по специальностям: фортепиано, скрипка, синтезатор, баян, аккордеон, балалайка, домра, гитара, духовые инструменты, хоровое пение, сольное пение, народный вокал. Работает 56 преподавателей, из них 7 преподавателей имеет высшую, 17 - первую, 14 - вторую квалификационную категорию.

Администрация музыкальной школы в лице директора Е.Ф.Семина планомерно решает насущные задачи, связанные с ремонтом и благоустройством здания, обновлением инструментов, аппаратуры, библиотечного фонда, подготовкой документации к предстоящей аттестации школы. В этом ему помогает его заместитель по административно-хозяйственной части Е.Н.Дмитриев. Кроме этого есть еще много вопросов, связанных с работой штатных сотрудников.

Выполнением учебного плана, организацией учебного процесса, учетом контингента учащихся, их успеваемости заняты завучи Л.В.Кулакова, Н.К.Букина (сельские отделения).

Организацией концертной жизни школы с 2004-2005 года занята И.И.Комода. Более 60 концертов в год проводят преподаватели и ученики как у себя в школе, так и на различных концертных площадках.

Координирует учебно-воспитательный процесс и методический совет школы, в который входят заведующие отделениями.

Делопроизводство школы ведет секретарь Л.В.Чикварова.

Настройкой, ремонтом инструментов занимается В.А.Докучаев.

Богородская музыкальная школа имеет великолепное благоустроенное здание, работоспособный творческий педагогический коллектив, который сочетает в себе мудрость и опыт старших поколений, целеустремленность, настойчивость в достижении цели преподавателей помладше, смелость, задор и оптимизм молодежи. Именно ей, талантливой молодежи, умножать достижения своих предшественников, и эти достижения обязательно войдут в историю богородской музыкальной школы.