Тел./факс: (83170) 2-13-80, 2-28-23

Программа развития на 2016-2021г

  

Программа развития

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» им. А.Д.Улыбышева г.Богородск

 

на 2016 - 2021 г.г.

 

 

 

 

 

Паспорт программы:

 

1. Наименование программы:

«Программа развития Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа» им. А.Д.Улыбышева  на 2016-2021г.

 

2. Назначение программы:

программа определяет приоритетные направления развития школы до 2021года, управления инновационными процессами в дополнительном образовании в сфере культуры и искусства.

В программе изложен анализ состояния и проблем школы, особенности формирования контингента обучающихся. Определены цели, задачи, направления и сроки реализации.

 

3. Дата принятия решения о разработке программы: решение педагогического совета № 7  от 28.08.2015г.

 

4. Дата утверждения программы: решение педагогического совета № 5 от 30.12.2015г.

 

5. Основные исполнители: педагогический коллектив, обучающиеся  и родители обучающихся  МБУ ДО «ДМШ» им. А.Д.Улыбышева

 

6. Источники финансирования: бюджетные средства, внебюджетные средства (спонсорская помощь, целевые взносы, средства благотворительных фондов).

 

7. Срок реализации Программы: 2016 – 2021 гг.

 

Программа развития на 2016-2021 годы представляет собой основные стратегические направления работы по созданию условий для перспективного развития Школы, обеспечивающих повышение качества обучения и воспитания обучающих, формирование их компетенций в интеллектуальной, коммуникационной, информационной, профессиональной сферах.

Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования детей заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области и профиля дополнительной программы. Реализации этой задачи способствует многообразие видов деятельности, личностно – ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализация. Система образования в сфере культуры и искусства, являясь ча­стью общей системы отечественного образования, выявляет особенности развития общества в тот или иной исторический период.

Наибо­лее важным показателем системы образования в области искусства является качество образования в детских школах искусств. Высочайшие достижения российской культуры были осуществлены благодаря уникальной системе непрерывного образования в области искусства, основой которой яв­ляются детские школы искусств, которые могут стать не только центрами предпрофессиональной подготовки по традиционным специальностям в сфере искусства, но и в немалой степени способствовать распространению культурной толерантности, выступать мостом между культурными традициями народов, формировать мультикультурное мировоззрение у детей и подростков через всестороннее изучение и творческое постижение искусств разных стран и народов. Система детских школ искусств всей своей деятельностью должна быть нацелена на подготовку людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность. Таким образом, сохранение и развитие сети детских школ искусств как одной из важнейших со­ставляющих образовательного и культурного пространства страны стало первоочередной задачей федеральных, региональных и муници­пальных органов власти.

          Федеральным законом № 145-ФЗ предусмотрена реализация в детских шко­лах искусств, являющихся первым звеном трехступенчатой модели образования в области искусства, дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ  в области музыкального искусства и дополнительных общеразвивающих программ, целью которых является приобщение детей к музыкальному искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков.

Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства яв­ляются выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области музыкального искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля с учетом сложившихся традиций по подготовке профессиональных кадров для отрасли культуры, духовно-нравственного, эстетического воспитания под­растающего поколения.

Новая Концепция развития образования в сфере культуры и искусства позволит детским школам искусств осуществлять деятельность, направленную на укрепление позиций признанного во всем мире российского высокоэффективного профессионального образования в области музыкального искусства в соответствии с историческими традициями.

Реализация Новой Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации направлена на достижение стратегических целей социально – экономического развития страны, в том числе на удовлетворение потребностей граждан в образовании и духовном развитии, повышение роли предметов художественно – эстетического профиля.

Образование в сфере культуры и искусства призвано обеспечить решение следующих задач:

  • реализовать эстетическое воспитание подрастающего поколения;
  • выявить музыкально и художественно одаренных детей, обеспечить соответствующие условия для их образования и раскрытия творческого потенциала;
  • приобщить граждан Российской Федерации к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
  • воспитать подготовленную и заинтересованную аудиторию слушателей и зрителей;
  • повысить значимость культуры и искусства при реализации основных и дополнительных образовательных программ;
  • реализовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития эстетических норм поведения и морали личности и общества.

  Таким образом, дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования детей заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы; личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.

 

 

НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа определяет приоритетные направления развития МБУ ДО «ДМШ» им.А.Д.Улыбышева до 2021 года, а также описывает процесс управления инновационными процессами в художественно – эстетическом предпрофессиональном образовании и ресурсное обеспечение развития учреждения. В программе определены цели, направления и сроки реализации основных задач в развитии детской школы искусств.

Реализация Программы развития предполагает консолидацию усилий администрации, педагогического коллектива, обучающихся и их родителей (законных представителей) школы искусств.

Программа предусматривает организацию работы педагогического коллектива, администрации, общественности родителей учащихся по решению основных задач Программы развития Школы

 

 

I. Информационная справка об образовательном учреждении.

 

1.1. Информационная карта МБУ ДО «ДМШ» им. А.Д.Улыбышева

1.2.Структура образовательной среды.

1.3. Контингенте обучающихся в МБУ ДО «ДМШ» им.А.Д.Улыбышева в настоящий период.

1.4 . Режим работы школы.

1.5.  Кадровый состав.

 

 

II. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы.

 

2.1.        Образовательно-воспитательная деятельность.

2.2.  Анализ программного и методического обеспечения образовательного процесса

2.3. Культурно – просветительная работа.

2.4. Материально-технического обеспечения образовательного процесса:

 

 

  1. III.    Концептуальный проект желаемого будущего состояния школы как системы.

3.1. Миссия, приоритетные направления, цели и задачи МБУ ДО «ДМШ» им.А.Д.Улыбышева на 2016 -2021 г.г.

3.2. Обоснование целесообразности программы и необходимости решения проблем программными методами.

 

 

 

  1. IV.         Основные направления и этапы осуществления инновационных процессов по реализации  «Программы развития МБУ ДО «ДМШ» им. А.Д.Улыбышева

на 2016 – 2021 г.г..

4.1. Основные направления развития образовательного процесса.

4.2.  Кадровый состав и развитие материально – технической базы.

4.3. Меры по реализации «Программы развития МБУ ДО «ДМШ» им.А.Д.Улыбышева на 2016 – 2021г.г.

 

   

 

 

НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ ОСНОВА

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года);
  • Закон «Об образовании» Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24.07.1998 3 124-фз с внесенными изменениями);
  • Концепция развития детских школ искусств в рамках проекта Программы развития системы дополнительного образования детей в РФ до 2020 г.;
  • Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012 г. № 504);
  • Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 г.»;
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»;
  • Проект Концепции развития детских школ искусств в Российской Федерации;
  • Аракелова А. О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (Министерство культуры Российской Федерации, Российская Академия музыки им. Гнесиных) (Часть 1,часть 2)
  • Гладких В.Г. Технология разработки программы развития учреждения дополнительного образования: теория и практика. - Оренбург – 2003
  • Домогацкая И.Е. Школа искусств – назад в будущее?: К реализации Федерального закона №145-ФЗ.
  • Устав МБУ ДО «ДМШ» им. А.Д.Улыбышева
  •  Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей,
  •  Образовательные программы дополнительного образования детей.

 

 

 

I. Информационная справка об образовательном учреждении.

 

1.1.. Информационная карта МБУ ДО «ДМШ» им. А.Д.Улыбышева

 

Название учреждения: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» им. А.Д.Улыбышева г.Богородск

 

Год образования: 1946 год Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года серия 52 № 000937104, выданное Инспекцией МНС России по Богородсакому району Нижегородской области 5 ноября 2002 года;

Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц за ГРН: 2155252052063, выданный Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №7 по Нижегородской области 15 июля 2015 г.

Свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения серия 52 № 005157177 от 15 мая 1997г.

Лицензия Министерства образования Нижегородской области от  “12”октября 2015          г., №  979    серия 52 Л01, номер бланка   0002829, срок действия лицензии - бессрочно.

 На основании свидетельства присужден государственный статус учреждения:

- тип образовательного учреждения:  организация дополнительного образования;

- вид образовательного учреждения: музыкальная школа;

Учредитель: администрация Богородского муниципального района Нижегородской области

 База: Свидетельство о государственной регистрации права серия 52-АБ №999441 от 9 января 2007г. общей площадью- 1647,80 кв.м

Юридический адрес: Российская Федерация, 607600 Нижегородская область, г. Богородск, ул. Красная площадь, д. 1

 Места осуществления образовательной деятельности:

607600, Нижегородская область. г.Богородск, ул.Красная площадь, д.1 МБОУ ДОД «ДМШ»

607623 Нижегородская обл., Богородский район, с.Хвощевка, ул.Центральная, д.67 (в здании МБОУ Хвощевской СОШ)

607620 Нижегородская обл., Богородский район, п. Центральный, ул.Школьная, д.7а (в здании МБОУ СОШ п.Центральный)

607600, Нижегородская обл., Богородский район, д.Берёзовка, ул.Школьная, д.1 (в здании МБОУ Берёзовской СОШ)

607611, Нижегородская обл., Богородский район, п.Доскино, ул.Школьная, д.53 (в здании МБОУ Доскинской СОШ)

607612, Нижегородская обл., Богородский район, п. Буревестник, ул.Полевая, д.1 (в здании МБОУ Буревестниковской СОШ)

607630, Нижегородская обл., Богородский район, п. Кудьма, ул. Пушкина, д.19а (в здании МБОУ Комаровской СОШ)

607605, Нижегородская обл., г. Богородск, 3-й микрорайон, д.4 а (в здании МБОУ СОШ №1)

607602, Нижегородская обл., г. Богородск, пер. Маяковского, 1 (в здании МБОУ СОШ №7)

607614, Нижегородская обл., Богородский район, с. Дуденево, ул. Лесная, д.2 (в здании МБОУ Дуденевской СОШ)

607616, Нижегородская обл., Богородский район, с. Алешково, ул.Центральная, д.8 (в здании МБОУ Алешковской СОШ)

 

 

1.2.Структура образовательной среды.

 

МБУ ДО «ДМШ» им. А.Д. Улыбышева ведет обучение по следующим образовательным программам:

  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» - срок реализации 8 лет;
  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты» - срок реализации 8 лет;
  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» - срок реализации 8 лет;
  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» - срок реализации 5 лет;
  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» - срок реализации 8 лет;
  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» - срок реализации 5 лет;
  • Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Фортепиано» - срок реализации 7 лет;
  • Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Фортепиано» - срок реализации 5 лет;
  • Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Сольное пение» - срок реализации 7 лет;
  • Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Сольное пение» - срок реализации 5 лет;
  • Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Скрипка» - срок реализации 7 лет;
  • Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Скрипка» - срок реализации 5 лет;
  • Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Народное пение» - срок реализации 7 лет;
  • Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Народное пение» - срок реализации 5 лет;
  • Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Клавишный синтезатор» - срок реализации 7 лет;
  • Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Клавишный синтезатор» - срок реализации 5 лет;
  • Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Народные инструменты» - срок реализации 7 лет;
  • Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Народные инструменты» - срок реализации 5 лет;
  • Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Духовые и ударные инструменты» - срок реализации 7 лет;
  • Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Духовые и ударные инструменты» - срок реализации 5 лет;
  • «Подготовка к поступление в школу» - срок реализации 1 год.

Огромное внимание в школе уделяется сохранению и развитию инструментальных классов.

Каждый обучающийся школы, опираясь на свои способности и интересы, ценностные ориентации и желания, имеет возможность реализовать себя в учебной деятельности через самостоятельное (и с помощью родителей и преподавателей школы) определение специальности и форм коллективного творчества.

 

1.3. Контингент обучающихся в МБУ ДО «ДМШ» им. А.Д.Улыбышева

на 2015-2016 уч. год

 

Наименование отделения

Всего обучающихся

Контингент обучающихся

Подг.

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

Фортепианное

256

6

64

49

44

32

27

19

15

Народное

115

1

34

31

22

18

8

1

-

Духовых и ударных инструментов

41

4

11

10

6

5

4

1

-

Струнно-смычковое

26

2

5

3

4

7

1

1

3

Клавишный синтезатор

65

2

16

12

11

10

13

-

1

Вокально-хоровое

92

3

24

18

15

9

9

4

10

Всего:

595

18

154

123

102

81

62

26

29

1.4 . Режим работы школы.

Обучение в школе ведется только в две смены с 8.00 до 20.00. Продолжительность урока – 45 минут, перемены – 10 минут, что соответствует нормам САНПиНа.

Санитарно-гигиенические условия соответствуют нормам, предъявляемым к образовательному учреждению: помещения светлые, просторные, большие окна оснащены форточками, что способствует регулированию температурного режима. Освещение соответствует нормам, установленным САНПИНами. Графики уборки и проветривания помещений соблюдаются.

 

 

1.5.  Кадровый состав.

 

В МБУ ДО «ДМШ» им.А.Д.Улыбышева сложился стабильный и творческий коллектив, способный работать в режиме поиска. Общее количество педагогов в 2015-2016 уч. году - 59, из них 33 с высшим образованием, 26 - со средним профессиональным образованием. Профессиональную подготовку преподавателей отражают следующие показатели:

 

Сведения о составе преподавателей

 

Преподавательский состав

Всего

2015 - 2016 год

До 40 лет

41-50

51-60

Свыше 60

Педагоги, в том числе

59

 

 

 

 

а) высшей категории в том числе имеющих почетные звания

12

2

2

7

1

б) 1-ой категории, в том числе имеющих почетные звания

24

9

5

6

4

 

 

 

 

II. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы.

 

 

2.1.        Образовательно-воспитательная деятельность.

МБУ ДО «ДМШ» им. А.Д. Улыбышева ведет обучение в соответствии с учебными планами.

Образовательные программы по различным специализациям разработаны в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства, а также в соответствии с примерными общеразвивающими образовательными программами. Основываются на общепедагогических принципах: связь с жизнью, единство воспитания, обучения и развития; содружество педагогов и обучающихся, компетентность и взаимосвязь всех факторов, формирующих личность, систематичность и последовательность воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей личности. Значение имеют и дидактические принципы: научность, доступность, наглядность, сочетание различных форм, методов и средств обучения.

Целью воспитательной деятельности МБУ ДО «ДМШ» им. А.Д. Улыбышева является создание условий для духовного развития -   ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, содействие в самоопределении нравственном, гражданском и профессиональном.

Обучающиеся МБУ ДО «ДМШ» им. А.Д. Улыбышева достигли высоких творческих успехов. Они принимают участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, становясь лауреатами и дипломантами. Самые престижные из них: Областной конкурс юных пианистов «Зимняя радуга» (Н. Новгород), Областной хоровой конкурс «На крыльях песни» (Н.Новгород), Международный конкурс молодых пианистов им. В.Ю. Виллуана (Н. Новгород), Международный фестиваль-конкурс юных пианистов «Серебряное озеро» (Гатчина), Всероссийский открытый конкурс молодых вокалистов им. М.А. Балакирева (Н.Новгород), Всероссийский фестиваль духовых оркестров «Фанфары Победы» (Н.Новгород), Всероссийский конкурс электронно-музыкального творчества «Электронная радуга», Международный конкурс молодых пианистов им. Л. Хвиливицкой (Дзержинск).

На базе школы с успехом проходят конкурсы: Всероссийский конкурс юных пианистов и вокалистов им. А.Д. Улыбышева, Межрегиональный конкурс-фестиваль электроакустической музыки «Новый звук», Областной конкурс юных пианистов «Музыкальные снежинки».

Преподаватели ведут концертную деятельность, участвуют в фестивалях, конкурсах: Третий региональный конкурс-фестиваль электроакустической музыки «Новый звук» (Богородск), Нижегородский конкурс «Современная музыка».

В школе существуют детские творческие коллективы:

-хор учащихся старших классов

-хор учащихся младших классов

-хор структурного подразделения школы №1

-детский ансамбль скрипачей

-детский духовой оркестр «Духовик»

-детский оркестр народных инструментов

-детский ансамбль народной песни

 

 

 

 

2.2.        Культурно – просветительная работа.

 

Культурно – просветительная  работа направлена на выявление и раскрытие творческого потенциала личности каждого ребенка, развитие интеллектуальной инициативы детей в ходе реализации программ обучения и воспитания и на развитие творческой деятельности педагога. Основными формами культурно – просветительной деятельности являются концертная работа, лекции и музыкальные гостиные, отчетные концерты и конкурсы отделений и классные концерты.

МБУ ДО «ДМШ» им. А.Д. Улыбышева активно сотрудничает с д/садами, общеобразовательными школами, библиотекой, ДК. На их базе регулярно проводятся концертные выступления, посвященные памятным и праздничным датам.

Традиционные культурно-массовые мероприятия:

  • · Международный день музыки,
  • · День учителя,
  • · День первоклассника
  • · Рождественская елка
  • · Международный день 8 марта,
  • · Концерт преподавателей «Весеннее настроение»
  • · Отчетный концерт школы
  • · Всероссийский конкурс юных пианистов и вокалистов им. А.Д.Улыбышева (1 раз в три года)
  • · Областной конкурс юных пианистов «Музыкальные снежинки» (1 раз в два года)
  • · Региональный конкурс-фестиваль электроакустической музыки «Новый звук» (1 раз в два года)
    • Ежегодные конкурсы на фортепианном, народном, вокальном, струнно-смычковом, духовых и ударных инструментах отделениях.
    • Ежегодные конкурсы-фестивали в сельских структурных подразделениях
    • Олимпиады на теоретическом отделении

 

 

 

2.3. Материально-технического обеспечения образовательного процесса:

 

МБУ ДО «ДМШ» им. А.Д.Улыбышева располагается в здании, находящееся на праве оперативного управления.  Общая площадь ДМШ составляет 1670 кв.м., из них площадь учебных кабинетов составляет 687 кв.м. (31 кабинет). Учебные кабинеты структурных подразделений используются по Договорам на безвозмездное пользование помещением и  имуществом.   Общая площадь учебных кабинетов структурных подразделений составляет 1682, 7 кв.м. (29 кабинетов).

Материально-техническое и финансово-хозяйственное оснащение образовательного процесса осуществлялось согласно требованиям, представляемым к учреждениям дополнительного образования. Все учебные классы  оснащены необходимой мебелью и оборудованием, которая обновляется по мере возможности. Освещение и оборудование кабинетов соответствует требованиям. Во всех учебных кабинетах обеспечен температурный режим и звукоизоляция. В школе установлена автоматическая пожарная сигнализация с выходом на пульт пожарной охраны.

 

 

  1. III.             Концептуальный проект желаемого будущего состояния МБУ ДО «ДМШ» им.А.Д.Улыбышева  как системы.

 

3.1. Миссия, приоритетные направления и задачи МБУ ДО «ДМШ» им.А.Д.Улыбышева  на 2016 -2021 г.г.

 

Миссия школы: духовно-нравственное развитие подрастающего поколения средствами художественного - эстетического творчества.

 

Приоритетными направлениями деятельности МБУ ДО «ДМШ» им.А.Д.Улыбышева  являются:

 

1. Создание благоприятных условий для личностно-творческой самореализации обучающихся в различных направлениях дополнительного образования.

2. Создание условий для удовлетворения духовных потребностей жителей района через организацию концертной деятельности обучающихся МБУ ДО «ДМШ» им.А.Д.Улыбышева, их родителей, учащихся близлежащих образовательных учреждений.

3. Приобщение учащихся МБУ ДО «ДМШ» им.А.Д.Улыбышева к мировой и национальной культуре.

4. Содействие и поддержка творчества и профессионального развития музыкально-одаренных детей и подростков.

5. Повышение качества организации культурного досуга жителей города и района.

Достижение цели Программы развития МБУ ДО «ДМШ» им.А.Д.Улыбышева осуществляется при решении следующих задач:

 

1. Повышение качества дополнительного образования через открытие новых направлений, включения разнообразных предметов по выбору.

2. Содействие развитию общей и художественной культуры обучающихся.

3. Создание условия для личностно-творческой самореализации обучающихся в различных сферах художественной деятельности.

4. Воспитание ценностного, бережного отношения обучающихся к культурным традициям через приобщение к лучшим образцам национального и мирового музыкально-художественного наследия.

5. Активное участие учащихся и творческих коллективов МБУ ДО «ДМШ» им.А.Д.Улыбышева в районных, региональных, всероссийских культурных проектах, конкурсах и фестивалях.

6. Создание условия для повышения профессиональной квалификации педагогических работников МБУ ДО «ДМШ» им.А.Д.Улыбышева  через ГБУ ДПО НО «Учебно-методический центр художественного образования» в г. Нижний Новгород, проведение и участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях в различных областях музыкального исполнительства, проведение мастер-классов и семинаров на базе МБУ ДО «ДМШ» им. А.Д. Улыбышева  и других школ области.

7. Налаживание сотрудничества с концертными организациями, фондами, ассоциациями, ведущими профессиональными музыкальными коллективами, известными музыкантами региона и страны.

8. Поддержка начинающих музыкантов-исполнителей и детских творческих коллективов через их активное привлечение к концертной и просветительской деятельности МБУ ДО «ДМШ» им. А.Д. Улыбышева участие в конкурсах и фестивалях профессионального мастерства.

9. Координация концертной деятельности творческих коллективов через осуществление совместных творческих проектов, организацию и проведение концертов для различных групп населения.

10. Улучшение материально-технической базы.

 

 

3.2. Обоснование целесообразности программы и необходимости решения проблем программными методами.

 

Огромный опыт работы коллектива позволяет сделать вывод, что в современных программных требованиях не учитывается тот факт, что контингент учащихся разнолик и множествен и предполагает разноуровневую подготовку, как узкопрофессиональную, так и общехудожественную. Разноуровневый подход, как показывает практика, чаще декларируется и не подкреплен материально-техническим обеспечением, методическими наработками по дифференцированным программам по уровню развития обучающихся.

В министерских требованиях не очерчен стандарт в качестве необходимого гарантированного универсального минимума, который, во-первых, способен обеспечить многофункциональное и многоаспектное использование знаний, умений и навыков в области искусства, в пространстве жизни и, во-вторых, соответствовал бы современным требованиям и спросу потребителей.

Критерии и требования, обозначенные в примерных программах, нацелены на однородный контингент учащихся, без должного внимания к детям, которые впоследствии не войдут в контекст профессиональной культуры.

Установка всех учащихся на дальнейшую исполнительскую деятельность не соответствует уровню желаний и возможностей детей. Далеко не все выпускники музыкальной школы выбирают своей будущей профессией – профессию музыканта и нацелены на дальнейшее обучение по выбранной специальности.

Тогда возникает вопрос: нужно ли в массовом порядке заниматься с детьми искусством в условиях узкопрофессиональной направленности?

Искусство выполняет многообразные функции в качестве участника и организатора процессов социального общения, оно транслирует и обеспечивает эмоционально-ценностный и духовный опыт людей, диалог эпох и культур в пространстве и во времени. Именно поэтому оно необходимо для каждого человека в образовательной системе. Вопрос состоит лишь в том, в какой мере и на каком уровне необходимо овладение основами художественной культуры каждому человеку. Здесь следует выделить две стороны, граница которых условна:

1. Искусство, художественная деятельность как механизм развития духовной культуры (для себя – само-деятельность).

2. Искусство как профессия (род трудовой деятельности, являющийся источником существования).

 

Исходя из этого, педагогический коллектив ставит перед собой цель не только обучить профессиональному владению музыкальным инструментом, но и дать каждому обучающемуся разносторонние знания художественно – эстетической направленности. Для этого преподавателями школы были разработаны дополнительные общеразвивающие программы обучения, которые не только значительно расширяют музыкальный репертуар, но и представляют обучающимся возможность выбрать различный срок обучения. Также для достижения  данной цели разработан целый комплекс мероприятий, который позволит охватить дополнительным образованием контингент обучающихся с 6 до 18 лет.

Для этого необходимо:

- провести мониторинг индивидуальных  и календарно-тематических планов работы с учащимися,

- обновить содержание художественного музыкального образования ;

- совершенствовать систему учебно-воспитательного процесса, направленную на предоставление учащимся разностороннего базового образования в сочетании с вариативными компонентами,

- определить оптимальную модель выпускника детской музыкальной школы в соответствии  с уровнем освоения образовательных программ:

  • · уровень общего художественно-эстетического образования;
  • · повышенный уровень;
  • · уровень допрофессиональной подготовки (ранней профессиональной ориентации)

- обеспечить  условия для продолжения профессионального обучения музыкально одаренных  учащихся,

- обеспечить стабильность контингента обучающихся ДМШ через воспитание  устойчивого интереса к музыкальному искусству и создание благоприятной среды для успешного формирования личности обучающегося,

- создать условия для профессионального роста педагогических кадров и успешного внедрения и распространения педагогического опыта,

- обеспечить укрепление материально-технической базы школы.

 

 

IV. Основные направления и этапы осуществления инновационных  

процессов по реализации  «Программы развития на 2016– 2021 г.г.».

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

Новое время требует переосмысления существующих образовательных практик, а целью системы ДМШ становится формирование с помощью всех возможных форм творческого образования позитивных изменений уровня культурного образования населения страны. Необходимым становится сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воздействия на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков.

Программа решает следующие задачи развития детской школы искусств, реализуемые в рамках целевых программ и проектов:

  1. Усилить роль педагогического коллектива, способного работать в условиях реализации новых программ предпрофессионального образования;
  2. Сформировать эффективное управление инновационными процессами в школе, позволяющими доводить проекты до режима активного функционирования;
  3. Усилить социальное взаимодействие школы с родителями, другими учреждениями и организациями, заинтересованными в решении проблем музыкального воспитания детей Данные программы находят свое отражение в рамках родительских собрании, проведении открытых уроков, концертов, выставок и спектаклей для родителей, дней семейного творчества, организации лекций. Организация посещений абонементных концертов и спектаклей детьми совместно с родителями.
  4. Сохранить традиции нравственно – эстетического и патриотического воспитания учащихся (в то числе и через репертуар);
  5. Подготовить профессионально – ориентированных учащихся для дальнейшего продолжения образования в музыкальных учебных заведениях  за счет:
  • выявления одаренных детей в области искусства и их подготовки к возможному освоению образовательных программ среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля;
  • обеспечения качества и преемственности в реализации предпрофессиональных программ, являющихся основными условиями функционирования системы образования в области искусств;
  • воспитания у детей любви к искусству;
  • повышения привлекательности/статуса творческих профессий;
  1. Сформировать будущую аудиторию культурного слушателя, способного к восприятию и критическому осмыслению искусства за счет:
  • раскрытия творческого потенциала детей и подростков;
  • воспитания и развития у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  1. Создать современную образовательную среду для достижения поставленных целей.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. Создание и реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ по специальностям: фортепиано, струнные инструменты, народные инструменты, духовые и ударные инструменты, согласно ФГТ, с целью привлечения наибольшего количества детей к творческой деятельности;

2.Сохранение контингента учащихся в период демографического спада;

3.Взаимодействие с учреждениями и организациями культуры, с общеобразовательными школами, детскими садами, культурно-досуговыми учреждениями с целью поиска и выявления одаренных детей в области искусства для их обучения по предпрофессиональным общеобразовательным программам, а также совместной реализации дополнительных программ, проведения творческих, культурно-просветительских мероприятий;

4.Взаимодействие со средними профессиональными и высшими профессиональными образовательными учреждениями соответствующего профиля с целью совместного выявления и дальнейшего профессионального становления одаренных детей, обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, получения консультаций по вопросам реализации образовательных программ, использования передовых образовательных технологий, осуществления повышения квалификации педагогических работников на регулярной основе;

5.Организация детских творческих коллективов (хоровых, музыкально-инструментальных), в том числе путем привлечения к образовательной деятельности в общеобразовательных школах кадрового потенциала детской школы искусств, совместного использования материально-технических ресурсов;

6.Расширение географии деятельности, популяризация культурного образования среди населения за счет организации культурно-просветительской деятельности, интеграции форм и методов творческого воспитания в иные сферы общественной жизни (например, проведение творческих мероприятий в коррекционных центрах, больницах и т. п.);

7. Открытие новых структурных подразделений в районе.

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

  1. Повышение квалификации преподавателей и концертмейстеров по всем специальностям на базе ГБУ ДПО НО «Учебно-методический центр художественного образования» в г.Нижний Новгород
  2. Посещение семинаров и мастер-классов (в течение учебного года);
  3. Подготовка учащихся к областным, всероссийским и международным  конкурсам и фестивалям по различным специальностям (ежегодно);
  4. Участие преподавателей школы в работе жюри районных фестивалей и конкурсов (ежегодно);
  5. Проведение педагогических концертов (ежегодно);
  6. Организация работы преподавателей над индивидуальными методическими темами, подготовка и участие в  семинарах (ежегодно);
  7. Создание школьной научно-методической базы, содержащей инновационные разработки преподавателей школы (ежегодно);
  8. Ознакомление преподавателей с новейшей литературой, методическими пособиями, разработками, технологиями (ежегодно);
  9. Создание творческих педагогических коллективов.

 

УЧЕБНО – ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. Творческие отчетные концерты учащихся всех отделений и творческих коллективов (ежегодно);
  2. Работа в соответствии с планом школы;
  3. Выступления с концертными программами учащихся и преподавателей школы в различных учреждениях города и района

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, ТВОРЧЕСКИМИ СОЮЗАМИ И ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

1.Подготовка на базе школы детского хора (ежегодно);

2.Мероприятия по патриотическому воспитанию:

  1. Проведение рекламных акций, которые предполагают инициирование публикаций статей о школе в газетах, телевидении (ежегодно);
  2. Ведение информационного сайта Школы (постоянно);

 

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Обеспечение наличия высшего музыкального образования  до 80% преподавателей  школы (до 2019 года);
  2. Ежегодная деятельность администрации школы по привлечению молодых педагогических кадров;
  3. Работа администрации с кадрами с целью подготовки руководителей отделов, создания резерва на замещение должностей заместителя директора по учебной работе и директора школы;
  4. Ходатайство перед Министерством культуры Нижегородской области о поощрении сотрудников  грамотами, благодарственными письмами  работников школы ,Грамотами Министерства культуры Российской Федерации за высокие показатели,.

 

РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

  1. Косметический ремонт помещений школы (ежегодно);
  2. Списание амортизированных музыкальных инструментов. Замена на новые высококачественные инструменты (ежегодно);
  3. Замена устаревшего оборудования школы (ежегодно);
  4. Оснащение школы современной оргтехникой (ежегодно);
  5. Проведение противопожарных мероприятий (ежегодно);
  6. Ремонт крыши в старом здании школы (2018г.);
  7. Замена электропроводки (2016-2019г.).

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Повышение качества обучения и воспитания обучающих, формирование их компетенций в сферах искусств и культуры;
  • Обеспечении комфортного психологического климата каждому ребенку, активизации его деятельности во внутреннем и внешнем плане;
  • Обеспечение высокого уровня освоения предпрофессиональных общеобразовательных программ;
  • Использование информационных технологий преподавателями для подготовки и проведения уроков, внеклассных мероприятий, при создании проектов.
  • Выявление и ориентирование одаренных детей на дальнейшее профессиональное обучение.
  • Формирование у учащихся способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
  • Повышение мотивации учащихся на достижение успеха в формировании навыков саморазвития через освоение методов самопознания, самооценки, самоуправления, самопроектирования в процессе учебной, учебно-исследовательской и внеурочной деятельности учащихся с использованием мультимедийных и информационных технологий.
  • Повышение компетентности и методического мастерства преподавателей.
  • Повышение эффективности проводимых уроков и их практической направленности.
  • Интенсификация взаимодействия с общественными организациями и социумом.
  • Удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги и программы у населения.
  • Улучшение условий обучения, развитие материально – технической базы Школы